Организация рабочего места школьника
Очень важно сохранять правильную осанку в течение дня.
Правильная осанка – это положение тела, которое максимально облегчает позвоночнику его деятельность, обеспечивая поддержку и смягчая внешнее воздействие. К сожалению, сколько бы нам ни твердили в детстве о том, что «спина должна быть прямой», мало кто, став взрослым, обращает внимание на свою осанку. И совершенно напрасно! Если человек постоянно сутулится, втягивает голову в плечи, сидит за столом сгорбившись, то такое положение рано или поздно станет привычным, а отсюда недалеко до нарушений осанки – сутулости, искривления и др.
Позвоночник может быть «виновен» в возникновении болей в спине и груди, суставах и мышцах, головных болей и головокружений. Очень часто человек не связывает эти симптомы с позвоночником и продолжает глотать лекарства, избавляясь от боли, но не от причины.
Учреждения образования относятся к числу учреждений, в которых дети проводят значительную часть жизни в период их интенсивного роста и развития. В это время функциональное состояние организма и его здоровье в значительной степени определяется условиями организации образовательного процесса. В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащегося. Одновременно возникают условия, способствующие нарушению остроты зрения, осанки.
Рабочее место школьника должно быть правильно организовано:
— при правильной посадке каждая нога всей ступней должна доставать до пола или до подставки, угол между туловищем и бедрами, бедром и голенью – прямой, спина поддерживается спинкой стула, предплечья опираются на крышку парты или стола, имеющую наклон 10-12 градусов, тяжесть головы приходится на позвоночник.
Гигиенические требования, предъявляемые к ученической мебели, в первую очередь касаются ее размеров. Специальными антропометрическими измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста детей в пределах 15 см существенно не разнятся. Поэтому данный принцип заложен в межгосударственных стандартах, устанавливающих требования к функциональным размерам ученической мебели (парта, стол, стул).
Основные размеры ученической мебели
Номер ученической мебели |
Цвет маркировки ученической мебели |
Рост учащегося, в см |
Размеры ученической мебели | |
---|---|---|---|---|
Высота ученических столов (парт), в см |
Высота ученических стульев, в см | |||
1 |
Оранжевый |
от 100 до 115 |
46 |
26 |
2 |
Фиолетовый |
от 115 до 130 |
52 |
30 |
3 |
Желтый |
от 130 до 145 |
58 |
34 |
4 |
Красный |
от 145 до 160 |
64 |
38 |
5 |
Зеленый |
от 160 до 175 |
70 |
42 |
6 |
Голубой |
свыше 175 |
76 |
46 |
7 |
Черный |
свыше 185 |
82 (столы) |
50 |
Гигиенические требования, предъявляемые к ученической мебели, подробно изложены в Методических рекомендациях об использовании ученической мебели (предназначены для специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, медицинских работников, осуществляющих медицинское обслуживание учащихся).
В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза и Республики Беларусь ученическая мебель подлежит обязательной сертификации, ее безопасность должна быть подтверждена сертификатом соответствия.
Врач педиатр
Окрут Н.Д.