Русский Английский Беларуская

г. Быхов,
ул. М. Богдановича, 1

info@bcrb.by

Регистратура
(02231) 77-074

(+375) 44 530 40 07

Женская консультация
(02231) 77-091

Регистратура
флюорографического кабинета

(+375) 29 687 93 90

Приемная
(02231) 76-972

Приемное отделение
(02231) 77-132

Регистратура (детская)
(02231) 77-093

Зав. поликлиникой
(02231) 77-076

Регистратура стом. поликлиники
(02231) 77-232

Заказать выписку из амбулаторной карты
Вызов врача на дом
Русский Английский Беларуская

Посещает ли малыш детский коллектив?

Есть три ключевых фактора, которые определяют общее развитие ребенка и развитие речи в частности:

  • медицинский (состояние здоровья);
  • когнитивный (генетически-обусловленные психические способности)
  • психосоциальный (атмосфера, в которой растет и воспитывается малыш; включая бытовые условия, а также процесс взаимодействия с членами семьи и социумом).

Какое отношение имеет детский сад к развитию ребенка в целом и развитию речи в частности и почему его посещение важно для постановки правильного диагноза?

Если говорить очень утрированно, процесс развития ребенка в части обучения, приобретения необходимых навыков, развитии и совершенствовании высших психических функций базируется на двух китах: зрительном и слуховом восприятии и последующем воспроизведении. Все то, чему малыш обучается по мере взросления, вся его деятельность – по сути имитация. Он слушает и повторяет. Смотрит и делает.

Возьмем, к примеру, развитие речи. Если родители хотят, чтобы ребенок поскорее заговорил, у него должна быть постоянная речевая стимуляция «извне». Не из телевизора, телефона или плеера, а именно со стороны людей. По сути, мама, которая проводит с ребенком больше всего времени, должна превратиться в говорящее радио: что бы она ни делала, нужно разговаривать. Малыш наблюдает, как расположены ее губы, щеки, язык в тот момент, когда она произносит разные слова. Зрительное запоминание стимулирует центры восприятия, чтобы потом моторная координация речевых движений работала правильно. Ребенок слушает, наблюдает, запоминает, воспроизводит. То же самое происходит и с другими психическими и моторными навыками.

Возникает закономерный вопрос: зачем тогда ребенку детский сад и как он может помочь, если имитации действий членов семьи должно быть достаточно? Безусловно, речь не идет о том, что посещение детского коллектива является обязательным этапом, который гарантирует гармоничное развитие ребенка. Вместе с тем опыт показывает, что прорыв в развитии зачастую случается именно тогда, когда малыш покидает пределы микросоциума (семьи) и попадает в макросоциум (детский коллектив). Объясняется это просто. Если ребенок постоянно находится в своем микросоциуме, наступает момент, когда у него пропадает необходимость «напрягаться» — активно и ускоренно совершенствовать приобретенные навыки, обучаться новому: ему знакомы все предметы интерьера, обстоятельства в целом всегда одинаковы и члены семьи прекрасно понимают его речь, пусть даже состоящую из отдельных звуков или слогов.

— То ли дело, когда вчерашний домашний малыш попадает в детский сад и границы его маленького мира расширяются. Меняются обстоятельства, окружение, задачи, которые необходимо выполнить. Соответственно, приходится «включать» свои резервы: не можешь сказать – действуй по-другому (покажи, научись говорить и т.д.). К тому же ребенка окружают такие же маленькие существа, как он сам, но с разными вариантами и способом коммуникации, отличающимся психотипом, со своей скоростью мыслительных процессов и индивидуальным набором навыков… Ведь в саду дети из разных семей. Один совершенно самостоятельный для своего возраста, который все умеет и знает, потому что в его семье есть старший ребенок, а то и несколько. Другой – единственное чадо, усиленно опекаемое взрослыми членами семьи… И вот тут начинается самое интересное.

Роль зеркальных нейронов: наблюдай и повторяй. Примерно 10-15 лет назад ученые обнаружили специфические клетки – зеркальные нейроны, которые располагаются группами в разных отделах головного мозга человека. Зеркальные нейроны – специфический тип сенсомоторных нейронов, участвующих в процессе как выполнения моторного акта, так и в зрительном восприятии аналогичного моторного акта, выполняемого другим индивидом.

  • При детальном изучении зеркальных нейронов было обнаружено, что эти клетки показывали абсолютно одинаковую активность, когда человек сам выполнял какое-то действие, и когда наблюдал, как это действие выполняет другой. Именно благодаря работе этих зеркальных нейронов человек учится сначала воспринимать действие, а потом его воспроизводить. Говоря научным языком, эти клетки головного мозга играют ключевую роль в восприятии, понимании, интерпретации действий других людей и обучении новым навыкам путем имитации. Таким образом, работа зеркальных нейронов очень важна и в психическом развитии в целом, и в развитии речи в частности.

    В контексте разговора о влиянии детского сада на развитие ребенка активность зрительных нейронов приобретает особую актуальность. Ребенок, попадая в окружение таких же малышей, как он сам, начинает «считывать» те действия, которые они выполняют: самостоятельно едят ложкой (дома его могла кормить мама, например); ходят на горшок (в семье никто из взрослых на горшок не ходит); разговаривают и т.д. При нормальном развитии тут же включаются зеркальные нейроны и срабатывает потребность в имитации. Постепенно малыш начинает повторять эти действия. Если ребенок на протяжении двух-трех месяцев после начала посещения детского сада включается в процесс «жизненного обучения», мы можем говорить, что психика у него в целом сохранна и развитие идет гармонично. Могут быть выявлены какие-то отдельные нарушения: например, речевые, когда нужна помощь логопеда или дефектолога; или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который также поддается коррекции. Но в целом ребенок, так сказать, «в порядке». Если же работа зеркальных нейронов нарушена, то пусть там хоть сто детишек сядет на горшок, ребенок это действие самостоятельно не повторит ни через полгода, ни через год. Понадобится коррекция с привлечением разных специалистов и применением различных методик.

    Считается, что зеркальные нейроны также участвуют в понимании эмоций других людей (развитии эмпатии) и навыке адекватного приобретения языковой функции (развитии речи).

    Посещение детского сада – лучший социальный тест на определение, почему ребенок «молчит» и какой вариант нарушения развития у него имеет место быть. Если в целом психика сохранна, но есть некоторая задержка в речевой экспрессии (трудности с воспроизведением или отсутствие необходимости учиться разговаривать, потому что в семье его и так все понимают), то спустя пару месяцев в детском саду ребенок заговорит. Пусть не сразу идеально, плохо выговаривая отдельные звуки, окончания, но прогресс будет очевиден. Если этого не произойдет, потребуется дополнительное обследование для выяснения и коррекции проблемных аспектов развития.

    Хочу обратить внимание, что адекватными являются результаты подобного «теста» именно после 2-3 месяцев ежедневного посещения детского сада, а не 2-3 часов в день пару раз в неделю. Для приобретения и закрепления любого навыка ребенку необходимо время и разные обстоятельства: совместные игры, подготовка ко сну, принятие пищи. От родителей в этой ситуации требуется только терпение.

    Психотерапевт Малаш Д.Г.